• A-
    A+
  • Людям із порушенням зору
  • Українською
  • English
  • Русский
Інтерв'ю Посла України в Республіці Молдова Івана Гнатишина для молдовського журналу "Банки та Фінанси"
Опубліковано 15 січня 2016 року о 17:51

Молдова і Україна: європейська модель розвитку

- Вы тот редкий посол, который прибывает в страну второй раз кряду. Какие ощущение Вы испытали, увидев Молдову вновь, а сейчас, вероятно, уже и ознакомившись с внутриполитическим раскладом?    

Считаю за честь и доверие возможность второй раз, спустя 15 лет, представлять интересы Украины в дружественной нам стране.

Молдова для меня очень близка, поскольку я родился и вырос по-соседству – в Черновицкой области.

Молдову невозможно не полюбить– ее природу, климат, обычаи и главное достояние – гостеприимный и трудолюбивый народ. Это страна, где интересно работать и приятно отдыхать.

В отличие от периода моей первой миссии тут, сейчас совершенно иная ситуация в Украине, в самой Молдове. Изменилась и международная обстановка. И это, естественно, отражается на интенсивности работы нашей дипломатической миссии.

Огорчает социально-экономическое положение населения, вызывает сожаление политическая нестабильность. В такой ситуации продолжается выполнение технических аспектов взаимодействия в двусторонних отношениях, но не продвигаются вопросы, требующие политических решений.

Так, в ноябре этого года планировались визиты Премьер-министра Украины в Молдову и Министра обороны Молдовы в Украину, во время которых могли быть разрешены важные вопросы, много лет не сходящие с двусторонней повестки дня. Но, из-за отставки Правительства визиты пока отложены.

 

- Ваше назначение совпало с крайне сложным и болезненно переживаемым в Украине периодом – конфликтом на востоке страны. Молдова много лет назад пережила похожий процесс. Как Вы полагаете, тенденции сепаратизма проявляются сами или они связаны с неправильными действиями центральной власти?

То, что там происходит, можно называть как угодно – сепаратизмом, войной, гибридной войной… Можно бесконечно играть с терминами – суть от этого не изменится. А суть в том, что это – агрессия, классическая агрессия. Главную роль здесь играет внешний фактор.

Крым аннексирован Россией. Парламент и остальные органы власти, ключевые объекты Автономной Республики Крым были захвачены. В условиях силового, вооруженного контроля был проведен спектакль, представленный как "референдум". Были нарушены основополагающие принципы международного права.

Сегодня часть Донецкой и Луганской областей оккупированы регулярной российской армией и наемниками. Лишь небольшую часть военизированных формирований составляют местные боевики. Нет обычных для сепаратизма этнического или религиозного фактора – население Крыма и Донбасса, как и остальной территории Украины, достаточно многонационально и поликонфессионно. Показательно, что более половины тех, кто защищает Украину, являются русскоязычными.

Это не сепаратизм, а настоящая необъявленная война с мощной информационно-пропагандистской составляющей.

 

- Каковы сегодня объемы товарооборота между Украиной и Молдовой и какие направления, по вашему мнению, надо развивать двум странам-соседям?

Планка двустороннего товарооборота у нас есть – более 1 млрд. долл. США по итогам 2013 года.

Конечно же, вызванная указанными причинами временная утрата части экономического потенциала моей страны, а также негативные экономические процессы общерегионального масштаба снизили товарооборот Украины как с Молдовой, так и с другими странами в пределах 30-35%.

Так, в 2015 году Украина практически не поставляла в Республику Молдова электроэнергию, уголь и нефтепродукты, тогда как в предыдущие годы на эти товарные позиции приходилась значительная доля украинского экспорта.

В то же время следует отметить, что сокращение двусторонней торговли в физических объемах было не таким критическим, как в стоимостном выражении, а по некоторым товарным позициям фиксируется рост физических объёмов. 

Такая ситуация объясняется курсовой разницей валют – существенным снижением средней цены в долларовом эквиваленте поставок как из Украины на молдовский рынок, так и из Молдовы на украинский рынок.

Среди приоритетных задач в торгово-экономической сфере на коротко- и среднесрочную перспективу вижу: 

- более тесное взаимодействие и обмен опытом в вопросах имплементации подписанных Украиной и Молдовой соглашений об ассоциации с Европейским Союзом, включающих зону свободной торговли с ЕС;

- совместная работа по минимизации негативных последствий введения Российской Федерацией торговых ограничений в отношении украинской и молдовской сельхозпродукции;

- формирование пакета совместных инфраструктурных проектов, включая и автомобильное, и железнодорожное сообщение, реализация которых будет способствовать усилению транзитного потенциала двух стран в направлениях «Север-Юг» и «Запад-Восток», в частности в рамках ГУАМ;

- упрощение и ускорение пограничных и таможенных процедур на украинско-молдовской границе, обеспечение их полной прозрачности, в том числе через механизмы совместного контроля, что улучшит условия для работы добросовестных экономических агентов Украины и Молдовы, вернёт на наши дороги грузоперевозчиков из других стран;

- окончательное решение некоторых проблемных вопросов двусторонней повестки дня, в частности, договорно-правовое урегулирование условий эксплуатации Днестровского комплексного гидроузла, снятие последних барьеров в торговле между Украиной и Республикой Молдова.

В контексте реализации этих задач крайне актуальным является вопрос возобновления регулярной работы нашего основного инструмента торгово-экономического взаимодействия – Межправительственной украинско-молдовской смешанной комиссии.

 

- Ваше видение общих действий Украины и Молдовы по ограничению прибытия в Приднестровье российских военнослужащих. Этот механизм работает более года, его эффективность очевидна?

Никакого механизма не существует.

В условиях аннексии Крыма и оккупации части украинской территории, Украина не может себе позволить транзит российских военнослужащих в направлении Приднестровского региона. Ответ очевиден. Логичной в этой ситуации стала денонсация соглашений с РФ об организации межгосударственных военных перевозок и расчета за них, а также о транзите через территорию Украины воинских формирований РФ, которые временно находятся на территории Молдовы. 

Что касается ограничительных действий официального Кишинева по отношению к российским военнослужащим, которые временно находятся на территории РМ, то такое решение является исключительной прерогативой правительства Республики Молдова, которое как никто заинтересовано в реинтеграции страны несмотря на внешние неблагоприятные центробежные тенденции.

В то же время Украина всегда обращала и обращает внимание всех задействованных и заинтересованных в приднестровском урегулировании сторон относительно необходимости выполнения ранее достигнутых договоренностей, в частности решений Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года о выводе российских войск, вооружений и боеприпасов с территории Молдовы.  

 

- Как Вы считаете, господин Посол, вправе ли Киев проводить самостоятельную политику в Приднестровье, учитывая, что там проживает значительная диаспора этнических украинцев – 80 тыс. человек, обладателей паспортов граждан Украины?

Во-первых, хотелось бы отметить, что Украина не проводит "самостоятельную политику" на территории Молдовы, что являлось бы вмешательством во внутренние дела.

Украина никогда не использовала лозунги «разделенной нации», продвижение которых привело к непоправимым последствиям в Европе в 30-40 годах прошлого века, а также уже в наше время подтолкнуло соседнюю Россию к развязыванию войны на Востоке Украины, используя вымышленный повод защиты якобы нарушенных прав русскоязычного населения в Украине.

Во-вторых, богатство страны – в многообразии народов и культур, которые дополняют друг друга и содействуют созиданию общего наследия. Уверен, что, имея многовековую историю и богатые традиции, украинцы Молдовы вносят свой вклад в построение Молдовского государства.

Со своей стороны, Украина всегда будет оставаться нацеленной на оказание всесторонней поддержки в развитии языка, культуры и традиций всех украинцев вне зависимости от того, где они проживают.

И в-третьих, руководство Украины продолжает проводить последовательную политику в отношении приднестровского урегулирования на основе соблюдения принципа территориальной целостности Республики Молдова.

 

- Сотрудничество Молдовы и Украины в сфере европейской интеграции. Здесь есть много мифов и в то же время очевиден постоянный контакт на высшем уровне руководства стран и ЕС. Как Вы полагаете, «европейский проект» он способен быть успешным?   

Скорее вопрос стоит так: будем ли успешны мы без внедрения европейской модели развития?

Мифы появляются там, где мало достоверной информации. В Украине до российской агрессии общество было разделено на сторонников европейского пути развития и тех, кто желал интеграции в Евразийский союз. Большинство и тех и других при этом не знали, какие положительные и отрицательные стороны несет каждый из возможных путей.

Российская агрессия против Украины показала истинное лицо "русского мира" и сейчас лишь незначительная часть украинцев остаются сторонниками восточного вектора.

На самом деле, только от того, что мы провозглашаем какой-то из этих путей своей целью и много говорим об этом, ничего не изменится.

Европейская интеграция – это не самоцель и не "манна небесная". Это – модель развития, определенные социальные, экономические, правовые стандарты. Нужно воспринимать Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли, подписанные Украиной и Молдовой в 2014 году, как набор инструментов для реализации предоставленных нам возможностей. От нас зависит, насколько успешно мы воспользуемся этими инструментами. Если ящик с инструментами лежит дома, дом сам не отремонтируется. Нужно приложить усилия, стараться, стремиться, учиться и работать, чтобы достичь положительного результата.

В данном контексте в Украине проводятся качественные преобразования во многих сферах и многое еще предстоит сделать. Конечно, хотелось бы, чтобы процессы реформ происходили быстрее, но это нелегкий путь, еще и в условиях сопротивления тех, кому невыгодно функционирование правового успешного государства.

Для Украины и Молдовы предоставляются широкие возможности для сотрудничества – от обмена евроинтеграционным опытом до совместных социальных, экономических, экологических и других проектов.

Я уверен, что наш европейский путь увенчается успехом. Другой альтернативы просто нет.

 

 

Інтерв'ю вийшло у друкованому випуску журналу "Банки и Финансы" №12/2015

, Володимир Попов

Outdated Browser
Для комфортної роботи в Мережі потрібен сучасний браузер. Тут можна знайти останні версії.
Outdated Browser
Цей сайт призначений для комп'ютерів, але
ви можете вільно користуватися ним.
67.15%
людей використовує
цей браузер
Google Chrome
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
9.6%
людей використовує
цей браузер
Mozilla Firefox
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
4.5%
людей використовує
цей браузер
Microsoft Edge
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
3.15%
людей використовує
цей браузер
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux